25 августа, 2024

г. Санкт-Петербург

Лютеранская церковь Святой Екатерины, 16:00

«ВОКРУГ БАХА»

 

   «Эпиграф» в виде Букстехуде, Бах и его романтические последователи — одна из частых идей для органной программы, неизменно обещающая самый захватывающий сюжет. Бах здесь представлен сочетанием контрастов: клавирная фантазия и фуга BWV 904 сопоставлена с токкатой BWV 564 — одним из самых «педальных» органных сочинений Баха, где композитор превосходит самые высокие образцы подобного письма у своих предшественников.

   Каждая из шести сонат Мендельсона неповторима по форме и содержанию; количество частей варьируется в диапазоне от двух до четырёх, при этом соотношение их масштабов также индивидуально. Так, в сонате ля мажор «интрига» строится на контрасте развëрнутой первой части с центральной фугой и короткого эфемерного Andante, напоминающего «песни без слов». Сочетание старых и новых жанров, включающих в себя соответствующие характерные элементы языка, блестящее владение инструментом, романтическая свобода изложения мысли и глубокая увлечëнность Бахом, чьë творчество Мендельсон изучал всю жизнь, — всё это позволило композитору создать впечатляющие, поражающие воображение музыкальные полотна.

   По сравнению с Мендельсоном, Брамс был весьма консервативным в своëм органном творчестве, ни разу не выйдя за пределы строгих форм — хоральных обработок и прелюдий и фуг. Ещё более «немногословным» органистом был Шуман. Его немногочисленные сочинения, исполняемые на органе, в оригинале предназначены для педального фортепиано — инструмента, специально разработанного для домашних занятий органистов. Его Этюды и эскизы для педального фортепиано близки к идее инструктивного репертуара, «возвышенного» до уровня романтической миниатюры, а Шесть фуг на имя BACH — дань уважения великому композитору, в котором Шуман, как и многие его современники, видел своего учителя.

   Исполнитель:

лауреат международных конкурсов Андрей Шейко (орган, Москва)

   В программе:

Дитрих Букстехуде (1637–1707) — Прелюдия in e, BuxWV 142;

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Фантазия и фуга ля минор, BWV 904;

Трио-соната № 6 соль мажор, BWV 530; Vivace; Lento; Allegro;

Роберт Шуман (1810–1856) — Фуга № 1 си-бемоль мажор из цикла «Шесть фуг на тему B. A. C. H.», op. 60;

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Соната № 3 ля мажор, op. 65, MWV W 58; Con Moto Maestoso; Andante Tranquillo;

Иоганнес Брамс (1833–1897) — Прелюдия и фуга ля минор, WoO 9;

Иоганн Себастьян Бах — Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564.